§ 6. Экзистенциализм.

Без предваряющего экскурса в онтологическую проблематику других парадигм, помимо парадигмы постмодерна, нам будет непонятно значение того, о чем мы будем говорить. Определение онтологии Онтология — это раздел философии, ставящий в центре внимания проблему бытия. В центре онтологии лежит вопрос о том, что есть, и что заставляет считать то, что нам явлено, тем, что есть. Это позволяет говорить о понимании онтологии в парадигме премодерна, модерна и постмодерна. Нам представляется само собой разумеющимся, считать то, что мы видим, чувствуем, слышим, щупаем — тем, что есть. Во-вторых, безусловное бытие внешнего мира, обоснованное ощущениями свойственно исключительно эмпирическому направлению в современной философии, связанному с именами чаще всего английских философов Ф. Локк , а также французским материалистам и позитивистам, а это далеко не весь спектр современной философии — но только его довольно узкий сектор. Итак, вопрос о бытии мира, субъекта, объекта и т. Поэтому для адекватного восприятия разбора онтологической проблематики в рамках нашего курса, надо постоянно иметь в виду, что вопрос о бытии, онтология представляет собой далеко не нечто само собой разумеющееся и требует постоянных интеллектуальных усилий, чтобы следить за развитием изложения. Онтологическая проблема в парадигме премодерна.

Концепт метафизического страха () в немецкой философии

Мне страшно, что я при взгляде на две одинаковые вещи не вижу, что они усердно стараются быть похожими Введенский замечает и видит. Что же он видит? Он видит вещи в их динамическом бытии, в их абсолютной персональности и одновременно абсолютной похожести. Он видит вещи в процессе их становления самими собой. Это значит, что вещи по своему временят.

«Мужество» по Тиллиху — это онтологическая и вместе с тем этическая Тревога из-за смерти — страх перед небытием, незнанием.

Современный экзистенциализм, или философия существования, опирается на традиции европейской интеллектуальной культуры ХХ века. Его предшественниками являлись С. Одним из первых экзистенциалистов был Н. Однако крупнейшими представителями этого течения считаются западно-европейские мыслители середины ХХ века: К концу века популярность этой концепции снижается, однако идеи экзистенциализма теперь прочно входят в общественное сознание и проявляются в политике, в психологии современного человека, в литературе и изобразительном искусстве.

Экзистенциализм считают философией человеческого существования и философией кризиса. В нем отсутствует строгая логическая система построения рассуждений, свойственная в прошлом, например, немецкой классической философии. Главное, что изучает экзистенциалист — это вопросы о смысле жизни отдельного человека, которые приобрели новое звучание в первой половине ХХ века: Философов этого направления интересует не бытие природного мира, а именно бытие человека в кризисных жизненных ситуациях.

Бытие человека как он есть в отличие от того, каким онкажетсясебе и другим — это егоэкзистенция. Экзистенция направлена вовне, на достижение каких-либо внешних целей. Именно в такие моменты природа человека проявляется наиболее глубоко и полно.

Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав. Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.

небытие (Das Nichts, le neant) в самый центр своей онтологии; а Бердяев, следуя за . Страх – это боязнь чего-либо, например страдания, отвержения .

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. . : Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации.

Сколько стоит написать твою работу?

Тревога, рассматриваемая обычно в ряду множества аффектов, таких как удовольствие или печаль, аффектом не является. Это скорее онтологическая характеристика человека, корнями уходящая в само его существование. Так, например, это не второстепенная угроза, которую можно воспринять или не придать ей значения; это не реакция, которую можно классифицировать, отделив ее от других подобных реакций; это всегда угроза самим основам, ядру моего бытия.

Таким образом, античный страх, будучи онтологическим феноменом, к Божеству Страх Божий - это феномен, практически не исследуемый в.

Фрейд также уделяет особое внимание проблеме страха. Осуществлялась попытка представить эмоцию, как синтезирующий образ, обеспечивающий возможность целостного отражения. Помимо этого существует огромный ряд произведений художественной литературы, которые стали результатом философского постижения смысла страха. Прежде всего, это произведения Л. Проанализировать различные формы функционального страха: Религия страха или религия любви: При генерировании идеи первой главы используется, главным образом, феноменологический метод, который выступает определённым способом организации сознания исследователя при дескрипции смыслов страха.

Применяется диалектический метод при анализе феномена страха, через противопоставление его трёх внутренних модусов: Проанализированы три смысловые формы функционального страха: Так, страхтоска раскрывает бытие сознания как полноту одиночества. Страх-тревога раскрывает бытие сознания как полноту свободы. Обнаружено, что страх, как феномен общественного сознания, есть драматический страх, открывающий свою разрушительную силу. Само мышление, познание или представление интересуют философию лишь, как акты сознания- всякий объект мышления, лишь как часть его содержания.

Философское сознание есть цельное, чистое, формальное сознание.

Экзистенциализм

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности.

Страх бессмысленности — это характерно человеческая форма онтологического страха. Это та форма страха, которой может обладать лишь сущее.

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. Особое внимание Кьеркегор уделяет тем интимно-личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни. В комментариях к книге С. А между тем он — самое существенное определение. Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает.

Концепция страха Кьеркегора — концепция этико-теологическая. Глубинный страх здесь — изначальная характеристика 27 человеческого бытия, дающая возможность проявиться человеческой свободе выбора как подлинному выражению свободы человека. Существенное значение для последующей психологической разработки этой проблемы имело подчеркивание Кьеркегором субъективности страха.

Он дает очень поэтичное описание переживания страха: Тот, чей взгляд случайно упадет в зияющую бездну, почувствует головокружение.

Трансцендентальный характер фундаментальной онтологии Хайдеггера

Мне страшно, что я при взгляде на две одинаковые вещи не вижу, что они усердно стараются быть похожими Введенский замечает и видит. Что же он видит? Он видит вещи в их динамическом бытии, в их абсолютной персональности и одновременно абсолютной похожести. Он видит вещи в процессе их становления самими собой.

Это значит, что вещи по своему временят.

через такое первичное базисное переживание, как страх перед смертью. Общество – это всеобщая безличная сила; она подавляет и разрушает.

В центре внимания его ведущих представителей М. Экзистенциализм как философское выражение глубоких потрясений началавека первая мировая война, нестабильность, приход фашизма обратился к проблеме кризисных, критических ситуаций и рассматривал человека в жестоких исторических испытаниях. Познать бытие человека при объективном рассмотрении невозможно, считают экзистенциалисты, потому что науки не в состоянии постичь его подлинное бытие экзистенцию.

Человек понимается в экзистенциализме как существо, приносящее жизнь в жертву своему предназначению. Сознавая свою бренность, человек устремляется к вечному, но не к бессмертию души или человеческого рода, а к надвременной значимости безусловного принципа. Сущность экзистенциалистской антропологии изложенаМ. По Хайдеггеру, ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, смертности, потому что только ему ведома временность, а с ней и само бытие.

Она представляет собой единство трех моментов: Забота есть, по Хайдеггеру, целостная структура. Также и два других модуса. Если объективное время мыслится как однородная линия, то у Хайдеггера каждый из моментов времени приобретает качественную характеристику. В этом смысле экзистенциальный поток времени идет не от прошлого к будущему, но и в обратном направлении.

В зависимости от того, какой модус времени оказывается выдвинутым на первый план, будущее, направленность к смерти, или настоящее, обреченность вещам,-в зависимости от этого человеческое бытие будет подлинным или неподлинным.

Постонтология (Александр Дугин)

Подлинный страх возникает тогда, когда само существование для человека становится проблемой, когда человеческое самосознание открывает человеку его межмирность, открывает ему самого себя, как вечного странника, уединенного и объятого страхом. Хотя практически все философские школы и направления, так или иначе, рассматривали проблему страха в рамках соответствующих мировоззренческих систем, задача самоопределения страха в качестве онтологического феномена остается актуальной.

Это связано с тем, что рационалистическая традиция мышления, стремящаяся к обнаружению истины, как знания, находящегося вне сознания, рассматривала страх, лишь в качестве случайного момента, психологизма, одного из других человеческих аффектов, эмоций страстей, сферой действия которых является душевное. Более того, преобладающим являлся анализ отдельных форм и проявлений страха.

Однако, вполне очевидно, что понимание природы, смысла страха невозможно проработать и раскрыть полностью, исходя из анализа какого-либо отдельного вида или отдельного аспекта, как нельзя средствами отдельного научного знания разобраться в структуре данного сложного феномена. Наиболее эффективным в этом плане будет являться социально-философский подход.

Онтология страха Может, это все какое чудовище ужасное творит » сжалился над ним, реши и навсегда избавить мышонка от этого страха.

Вперед Человек, не имеющий основы существования в самом себе, будучи призванным из небытия волей Другого, своим существованием не распоряжается и потому всегда бывает перед лицом небытия. Небытие создает для человека онтологическую опасность, которая могла бы его настигнуть в любой момент, если бы Бог не держал бы его бытие. Эта своеобразная угроза небытия проявляется в страхе. Но вместе с тем он чувствует, что быть из себя он не может. Оперевшись на себя, он тут же ощущает, что опирается на ничто.

И тогда в нем возникает страх. Поэтому страх это нечто значительно более глубокое, нежели только психологический испуг. Страх вплетен в саму структуру человека. Он выявляет случайность человека, его необязательное существование, то, что человек держится в существовании по воле Другого.

Бытие и вопрос о Боге

Истоки и смысл экзистенциализма. Экзистенциализм в качестве одного из ведущих направлений в философии ХХ века берет свои истоки в русской религиозной философии Н. Также в качестве идейных истоков экзистенциализма рассматривается философия датского мыслителя Серена Кьеркегора. Кьеркегор, критикуя Гегеля за растворение человеческой субъективности в истории мирового духа, говорит о необходимости познания субъективности как экзистенции в ее конкретности.

На жизненном пути человека Кьеркегор различает три стадии:

Выявление онтологического статуса феномена тревоги предполагает его трактовку Если страх – это ожидание негативного определенного события .

Небытие создает для человека онтологическую опасность, которая могла бы его настигнуть в любой момент, если бы Бог не держал бы его бытие. Оперевшись на себя, он тут же ощущает, что опирается на ничто. И тогда в нем возникает страх. Поэтому страх это нечто значительно более глубокое, нежели только психологический испуг. Страх вплетен в саму структуру человека. Он выявляет случайность человека, его необязательное существование, то, что человек держится в существовании по воле Другого.

It is interesting to know. Where do fears and phobias

Жизнь вне страха не только возможна, а полностью реальна! Узнай как полностью избавиться от страха, нажми здесь!